На базе нашей школы с 01.09.2003 года открыто и успешно функционирует отделение дополнительного образования детей.
Дополнительное образование в школе - это целенаправленный процесс, позволяющий ребенку:
- выявить и развить потенциальные творческие способности;
- определиться в своих интересах ;
- удовлетворять свои образовательные потребности, выходящие за рамки школьной программы;
- получить социальный опыт,
- научиться взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- испытать ситуацию успеха;
- получить первые профессиональные навыки;
- определиться с выбором профессии.
Система дополнительного образования школы подвижна и выстраивается с учетом следующих условий:
- Вариативность
- Доступность
- Востребованность
- Ресурсное обеспечение
В нашем ОДОД ведутся занятия с детьми по четырем направленностям: социально-педагогической, художественной, физкультурно-спортивной и естественнонаучной. Так же на базе отделения дополнительного образования детей сформирован школьный спортивный клуб «ВЗЛЁТ», включающий в себя 7 объединений физкультурно-спортивной направленности, в которых занимается 179 детей.
Работа направленностей осуществляется через реализацию 24 образовательных программ:
- Социально-педагогическая направленность:
- «Азбука журналистики»
- «Школа организаторского мастерства («Как вести за собой»)»
- Художественная направленность:
- «Хор»
- «Эстрадно-вокальный ансамбль «Ассоль»
- «Рукоделие»
- «Народное творчество»
- «Изо- кружок»
- «Народные танцы»
- «Театральная студия»
- «Кукольный театр»
- Физкультурно-спортивная направленность:
- «Студия пластики и движения»
- «Настольный теннис»
- «Шашки, шахматы»
- «Юный стрелок»
- «Туристское многоборье»
- «Футбол»
- «Волейбол»
- «Черлидеры»
- «Игра в городки»
- Естественнонаучная направленность:
- «Информатика в играх и задачах»
- «Информатика в географии»
- «Мультимедиа проекты»
- «Юный краевед-исследователь»
- «Музееведы»
Благодаря такому разнообразию программ, каждый из обучающихся может найти для себя занятие по душе.
Основной целью системы дополнительного образования в нашей школе является развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в соответствии с социальным запросом общества.
При организации дополнительного образования детей мы опирались на следующие приоритетные принципы:
- Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
- Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
- Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
- Единство обучения, воспитания, развития.
- Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Перечисленные принципы составляют основу дополнительного образования школы, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
Дополнительное образования детей при ГБОУ средняя школа №195 Красногвардейского района Санкт-Петербурга предполагает решение следующих задач:
- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей,
- определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста,
- формирование условий для создания единого образовательного пространства,
- расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, обучающихся в объединениях по интересам,
- создания условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста,
- создание максимальных условий для освоения обучающихся духовных и культурных ценностей, воспитания, уважения к истории и культуре своего и других народов;
- обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.
Практически все учащиеся нашей школы посещают те или иные студии и секции, а многие и сразу несколько объединений.
Работа объединений строится в соответствии с разработанными образовательными программами, которые утверждены на педсовете школы и согласованы в учреждениях дополнительного образования детей района. Реализация образовательных программ идет через организацию учебных занятий во второй половине дня. Форму занятий выбирает сам педагог в соответствии с поставленными задачами. На своих занятиях педагоги используют индивидуальный и дифференцированный подходы к организации учебной деятельности в объединении, которые способствуют вовлечению каждого ребенка в деятельность, поддержку талантливых и одаренных детей.
Наши обучающиеся активно участвуют в мероприятиях различного уровня: внутришкольные, районные, городские, региональные, где успешно демонстрируют полученные на занятиях знания.